26 мая – День Троицка, 27 мая – Троица. Символично. Именно этот воскресный праздник епископ Воскресенский, викарий новых территорий Москвы Савва назвал генеральным праздником города. Он отслужил литургию и провёл крестный ход. Для храма Живоначальной Троицы, который в июле прошлого года освятил патриарх всея Руси Кирилл, этот день стал первым в истории престольным праздником. Под его куполом в воскресенье собрались сотни верующих.
«Для нас, православных христиан, Троица – второй по значимости праздник после Пасхи, – рассказал настоятель храма протоиерей Николай Степанычев. – Он наступает на 50 день после Светлого Христова Воскресения, поэтому его второе название – Пятидесятница. Он отмечается как день рождения Церкви».
А для Троицка, который сохранил своё историческое название, это день его тезоименитства, или, проще говоря, именины. Имя городу дал небольшой посёлок Троицкое, в котором была церковь Живоначальной Троицы. Она, правда, не сохранилась. Но недавно вернулась в новом обличье: красивый храм появился на въезде в город, став его главным украшением и защитой.
Окончив богослужение, епископ Савва поблагодарил строителей и тех, кто не оставляет приход своими заботами, и вручил сотрудникам храма благодарственные письма под восклицания хора «Аксиос!» – по-гречески: «Достоин!»
Обличие храма на Троицу ни с чем не спутать. Всё утопает в зелени: иконы и паникадила украшены ветками берёзы. «Троица – переходящий праздник, который выпадает обычно на начало лета, – рассказывает настоятель храма Живоначальной Троицы отец Николай. – Это начало новой жизни. Наш народ это подметил, и только что распустившиеся ветки берёзы стали символом возрождения от смерти, знаком самого
праздника».
А откуда пошёл праздник? Согласно книге Деяний апостолов, объяснил настоятель Троицкого храма, Святой Дух сошёл на апостолов именно на 50-й день после Пасхи. О том, что это произойдёт, Иисус сказал своим ученикам ещё при жизни. И вот после воскресения Иисус Христос ещё 40 дней был со своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. А на 40-й день вознёсся на небо, пообещав, что пошлёт Дух Святой, который сойдёт на учеников, давая им силу проповедовать его учение. Через 10 дней после вознесения ученики и Богородица собрались в Иерусалиме в Сионской горнице. И вдруг они услышали шум, как от сильного ветра, им явились языки пламени. Божий дух сошёл на учеников, и они получили особые дары: умение говорить на разных языках, дар исцелять и проповедовать. Получив его, апостол Пётр обратился к людям, и многие в этот день уверовали и крестились. Впоследствии в память об этом событии установили праздник Троицы.
«Бог явился в трёх своих ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух, – поясняет отец Николай. – При этом Троица предполагает не множество, видимое на первый взгляд, а единство. Именно поэтому мы говорим, что верим в Бога Единого, в Троице прославляемого. Объяснить это сложно. Надо понять одно: здесь нет речи о политеизме, это сверхъестественное единство в высшей любви. Хотя это лишь попытки нашего языка как-то отразить ту реальность, которую постичь разумом невозможно».
Постичь сложно. Копья ломали мудрейшие богословы всех времён. Но если ум не справляется – сердце приходит на помощь. В общей вере, совместной молитве выходят на крестный ход прихожане из храма. Такие внешне разные, но такие в этом похожие – светом ли в глазах, радостью ли на лицах.
«Мы едины во Христе, несмотря на все свои различия, – говорит Николай Степанычев. – Смотрю иной раз на своих прихожан и вижу, что в другое время и в другом месте нахождение этих людей вместе было бы просто невозможно: они совсем разные, почти до антагонизма. Но мы соединяемся со Христом, и Он всё это приводит к единству».
Епископ Савва обратился к пастве Троицкого храма: «Мне бы хотелось, чтобы в день Святой Троицы мы стали гостеприимными. Может, если мы откроем ковчег своей души, туда войдёт Дух Святой. И не отказав ближнему в помощи, мы не оттолкнём ненароком Бога. Давайте будем внимательны друг к другу, гостеприимны и радостны!»
Светлана МИХАЙЛОВА,
фото Николая МАЛЫШЕВА