40 лет назад трагедией закончился полёт советского пилотируемого космического корабля «Союз-11». 30 июня 1971 года в 2 часа 18 минут по московскому времени он приземлился в двухстах километрах от Джезказгана. Люди, встречавшие космонавтов на Земле, сработали быстро и слаженно: люк корабля был открыт через считанные минуты. К сожалению, это уже ничего не могло изменить, так как ни один из трёх членов экипажа в момент приземления не подавал признаков жизни…
Такой финал самого продолжительного по тому времени космического полёта явился громом средь ясного неба. До этого полёт «Союза-11», старт которому был дан 6 июня в 7 часов 55 минут с космодрома Байконур, проходил без сбоев. Не вызывала сомнений и квалификация членов экипажа, который состоял из 43-летнего командира корабля подполковника Георгия Добровольского, 35-летнего бортинженера Владислава Волкова и 38-летнего инженера-испытателя Виктора Пацаева. Каждый из них накопил большой профессиональный и жизненный опыт.
Перед экипажем космического корабля «Союз-11» была поставлена серьёзнейшая задача. Дело в том, что советским учёным первым в истории освоения человеком космоса удалось создать орбитальную пилотируемую станцию. Экипажу «Союза-11» предстояло произвести стыковку с орбитальной станцией «Салют», перейти в её помещения и провести комплекс уникальных научно-технических исследований и экспериментов.
7 июня в 8 часов 58 минут стыковка корабля «Союз-11» со станцией «Салют» стала свершившимся фактом. Около двух часов космонавты потратили на проверку герметичности соединения корабля и станции. В 10 часов 45 минут они перебрались на борт станции «Салют».
Полёт и дальше протекал вполне успешно и плодотворно. Виток за витком продолжала полёт в космосе научная орбитальная станция «Салют». Связь станции с Центром управления полётом была устойчивая. Космонавты чувствовали себя хорошо. 10 июня экипаж провёл медико-биологические исследования состояния сердечно-сосудистой системы в условиях невесомости.
Бортовые системы станции и научная аппаратура работали нормально. По установленному графику космонавты регулярно проводили телевизионные репортажи с борта станции. Когда истекли 20 суток полёта, экипаж пилотируемой орбитальной научной станции стал обладателем абсолютных мировых рекордных достижений по продолжительности и дальности космического полёта. Космонавты на корабле «Союз-11» и станции «Салют» в общей сложности совершили вокруг нашей планеты около 340 витков, пробыли в космосе более 480 часов и перекрыли расстояние, равное 13440000 километров.
29 июня Добровольский, Волков и Пацаев, полностью выполнив программу полёта, стали готовиться в обратный путь. Космонавты перенесли бортовые журналы и материалы научных исследований со станции на корабль «Союз-11».
Все шло нормально до момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части. Именно в момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединявший кабину с наружной средой. Давление в спускаемом аппарате стало стремительно падать: за 20 секунд оно снизилось с 900 миллиметров ртутного столба до 500, через 40 секунд – до 300, а через минуту упало до 170 миллиметров ртутного столба.
Но не разгерметизация корабля сделала гибель космонавтов неизбежной. Конец полёта мог оказаться и не столь печальным, если бы космонавты полетели в космос в скафандрах. Они же были одеты в спортивные костюмы…
Георгий Добровольский и Виктор Пацаев посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Владислав Волков посмертно стал дважды Героем Советского Союза. Космонавты похоронены у Кремлёвской стены.
Из дневника генерал-полковника Николая Каманина, с 1960 по 1971 год занимавшего должность помощника главнокомандующего ВВС по космосу:
– «Тяжесть утраты настолько тяжела, что я непрерывно думаю об одном и том же: а всё ли мы сделали для предотвращения трагической гибели экипажа «Союз-11»? И я не могу убедить себя в том, что сделано всё: мы сумели предусмотреть и избежать многих опасных ситуаций, которые могли бы привести к печальному исходу полёта, но конкретной причины гибели Добровольского, Волкова и Пацаева не предупредили. А можно ли было её предупредить? Да, можно было предупредить!
Космонавты и специалисты ВВС много раз и устно, и письменно (вплоть до обращений в ЦК КПСС) настаивали на необходимости иметь на борту корабля скафандры и средства наддува воздуха, но нам всё время (на протяжении семи лет!) отвечали отказом. В ответ на наши просьбы В.П. Мишин (Василий Мишин в течение 20 лет был заместителем Сергея Королёва, а с 1966 по 1974 год – главным конструктором и начальником королевского ЦКБ ЭМ) неоднократно заявлял, что мы перестраховщики, что разгерметизация корабля «Союз» полностью исключена, и, стало быть, на нём «можно летать в трусиках».
На борту «Союза-11» можно было бы иметь скафандры лишь в том случае, если бы его экипаж состоял не из трёх, а только из двух космонавтов (три скафандра весят около 80 килограммов и требуют дополнительного объема). Имеется решение правительства, которое предоставляет главному конструктору право принимать окончательный вариант конструкции и оборудования корабля. Следует признать, что трёхместный вариант корабля «Союз» при отсутствии на нём скафандров – принципиальная ошибка.
Материал подготовила Наталья Козлинская. www.astronaut.ru
Хроника
3 июня 1955 года
Образовано СКТБ «Биофизприбор» – ведущее приборостроительное предприятие по созданию аппаратуры медицинского контроля и биологических исследований для обитаемых космических объектов.
Перед стыковкой со станцией «Салют»
5 июня 1980 года
С Байконура стартовал модифицированный пилотируемый космический корабль «Союз-Т» с экипажем в составе В.В. Аксёнова и Ю.В. Малышева. «Союз-Т» (Т-транспортный) отличался значительно усовершенствованными системами (цифровая ЭВМ, новая система управления, объединённая двигательная установка). За счёт модификации спускаемого аппарата в состав экипажа «Союз-Т» могло входить до трёх человек в скафандрах. Во время полёта «Союза-Т» была осуществлена стыковка с космической станцией «Салют-6».
5 июня 1999 года
Первый запуск в составе РН «Протон» разгонного блока «Бриз-М», созданного в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
6 июня 1971 года
Запущен КК «Союз-11» с экипажем в составе Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева. При спуске с орбиты все космонавты погибли из-за разгерметизации СА 30.06.1971.
Экипаж «Союза-11» на предполётной подготовке
7 июня 1979 года
Запущен индийкий ИСЗ «Бхас-кар-1» с советского полигона «Капустин Яр».
7 июня 1983 года
Запущена АМС «Венера-16» для исследования Венеры с орбиты ИСВ.
7 июня 1993 года
Указом Президента РФ образован Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева на базе завода им.
М.В. Хруничева и КБ «Салют».
8 июня 1925 года
Родился Марчук Гурий Иванович. Ученый в области космических исследований. Президент АН СССР (1986-1991).
8 июня 1933 года
Родился Мазуренко Владислав Васильевич. Первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор ЦКБ ТМ (1977-1994). Руководитель создания агрегатов СК ракеты H1 и проекта первого УКП шахтного типа. Лауреат Гос. премии СССР.
9 июня 1959 года
С ракетного полигона Тюра-Там осуществлен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7».
8 июня 1975 года
Запущена АМС «Венера-9» – первый искусственный спутник Венеры.